Интервью

28.03.12 14:41
Печать

dekanfilfacПрошло полтора года с образования единого филологического факультета на базе филологического факультета и факультета дагестанской филологии. За это время была проведена колоссальная работа по адаптации преподавательского состава, повлекшая изменения в кадровой системе и объединение кафедр. Кроме того, было принято решение о повышении стипендии студентам русско-дагестанского отделения для увеличения конкурса на факультет. О достигнутых результатах в работе русского и русско-дагестанского отделений, а также отделения журналистики с нами поделился декан филологического факультета Шабан Мазанаев.

– Шабан Абдулкадырович, какие структурные и кадровые изменения произошли за последнее время на филологическом факультете?
– Большие изменения произошли несколько лет тому назад, когда объединили филологический факультет с факультетом дагестанской филологии. Хотя название факультета осталось прежним, внутри многое поменялось. К нам перешли 5 кафедр, пополнился штат сотрудников и преподавателей. Теперь филологический факультет состоит из трех отделений: русского, русско-дагестанского и отделения журналистики. Кроме того, произошли изменения на уровне кафедр. Мы объединили кафедры, которые дублировали друг друга. Этот процесс продолжали и в последующем. К примеру, такое объединение произошло на отделении журналистики в прошлом году. Вместо трех кафедр там осталось две – электронных СМИ и печатных СМИ. Это не механическое объединение, ведь конфигурация предметов и дисциплин не изменяется. Объединение кафедр в первую очередь связано с сокращением преподавательских кадров, общих нагрузок, уменьшением количества поступающих, с тем, что мы начали формировать факультет, который имеет общие цели, установки. Мы готовим филологов широкого профиля – преподавателей русского языка и литературы, преподавателей русского и родных языков и журналистов. Журналисты имеют внутри отделения свои специализации – телевизионные и печатные СМИ.

– При объединении уже бывшего факультета русско-дагестанской филологии с филологическим факультетом проблемы не возникали?
– Были большие проблемы, так как сам процесс объединения получился весьма болезненным. Сократились кафедры, должности, штаты, закрылся целый деканат. Самым тяжелым для нас стал процесс сокращения преподавателей и сотрудников. То есть изменялось не количество часов, окладов, как раньше, а увольнялись непосредственно сотрудники.

– Известно, что у филологического факультета существуют проблемы с набором студентов. Какая профориентационная работа ведется по этому поводу?
– Проблемы с набором возникают по нескольким причинам. Во-первых, это уменьшение конкурса по всем направлениям педагогического профиля. Специальность учителя в последнее время не пользуется популярностью у молодежи, и здесь не последнюю роль играет материальная оплата труда. Во-вторых, на конкурсе отрицательно сказался переход на Единый государственный экзамен. Если абитуриент не сдал ЕГЭ по литературе, он не может подавать документы на филологический факультет. То есть у выпускника должен обязательно быть сдан экзамен по литературе, который является чуть ли не самым сложным. До сих пор нет единого мнения по этому экзамену, потому что сдавать литературу в тестовой форме по меньшей мере неправильно. Человек должен рассказывать, анализировать произведение, размышлять, вести прямую работу с экзаменатором. В третьих, сказывается ситуация с родными языками на русско-дагестанском отделении. К сожалению, специалисты по родным языкам востребованы в определенных районах, регионах республики. Поэтому стало меньше абитуриентов и на русско-дагестанском отделении, и тех, кто, владея родным языком, может стать хорошим журналистом.

– Какая поощрительная система осуществляется на факультете для привлечения абитуриентов и повышения интереса к знаниям уже непосредственно у студентов?
– На факультете принимаются серьезные меры по увеличению интереса к филологическим наукам у молодых людей. Недавно на заседании ученого совета было принято решение студентам русско-дагестанского отделения выплачивать двойные академические стипендии. Это серьезный стимул как для молодых абитуриентов, так и для самих студентов, которые будут учиться еще усерднее. Второй серьезный шаг, предпринятый нами в этом направлении, – это восстановление вступительного экзамена по родным языкам в форме тестирования. Кроме того, мы стали более активно участвовать в различных олимпиадах по родным языкам и литературе, проведение которых планируется в этом году на факультете. Победители, а также призеры олимпиад будут приняты на факультет без вступительного экзамена.
Помимо этого, наши сотрудники и преподаватели выезжают в села, посещают школы, публикуют статьи по родным языкам. Всё это меняет ситуацию в лучшую сторону.

– Также стоит упомянуть о системе повышенных стипендий, назначенных Министерством образования. На Ваш взгляд, это повлияет на повышение уровня работоспособности будущих филологов?
– Безусловно, повлияет. Мы даем студентам факультета довольно серьезные повышенные стипендии к тем, что они уже имеют. В прошлом семестре награжденных было 42 человека, в этом – 35. Это существенная материальная добавка к академической, а у некоторых студентов и к социальной стипендиям. Студенту выгодно хорошо учиться, хорошо себя вести, участвовать в общественной жизни, заниматься спортом и наукой.

– ДГУ идет по пути инноваций. Какие инновационные проекты осуществляются на филологическом факультете?
– Наш филологический факультет сам по себе является инновационным проектом. Факультет имеет хорошую репутацию, готовит специалистов высокой квалификации и по русскому языку, и по родным языкам, и по журналистике. Наши специалисты очень востребованы, они работают в различных сферах и занимают высокие должности. С другой стороны, мы работаем в Дагестане, а здесь особые условия для инновационного развития. Нигде дагестанские языки не могут быть изучены лучше, чем в самой республике. Этому нужно всячески содействовать. Многие наши студенты серьезно занимаются научными проектами, исследованиями, выигрывают гранты. Студенты филологического факультета несколько раз подряд занимали призовые места на всероссийских конкурсах, олимпиадах по русскому языку и литературе. По направлению журналистики мы успешно выступали и в МГУ, и в других учебных заведениях страны. Студенты факультета имеют хорошую инновационную подготовку. В частности, у нас есть несколько приоритетов в осуществляемой работе. Это всё, что связано с национальной спецификой и менталитетом Дагестана, дагестанских языков, литературы. Полиэтническая среда в республике создает особые предпосылки для развития науки именно в этом направлении. Наши журналисты благодаря многочисленным каналам, периодическим изданиям имеют возможность в полной мере проявить свои уникальные возможности. Общая гуманитаризация с таким национальным уклоном и своеобразием создает условия для инновационного развития.

-  Какие качественные изменения произошли на факультете за последние годы? Можно ли сказать, что филологический факультет находится в русле развития ДГУ и современных требований?
-  Качественные изменения происходят в целом в университете и соответственно на нашем факультете. В учебном процессе – это постижение современной европейской модели обучения и оценки знаний студентов. При всех издержках модульно-рейтинговой системы обучения мы достигли, чтобы студенты изучали учебные дисциплины в течение всего периода, а не во время сессий, в период сдачи экзаменов и зачетов. В научно-исследовательской работе впервые за всю свою историю филологи выиграли несколько крупных грантов, например, в это году – два проекта по программе стратегического развития университета. Три года назад наши филологи (едва) серьезно отставали по финансированию науки, сейчас мы значительно опережаем многих гуманитариев и занимаем крепкие позиции по этому важному показателю научно-исследовательской работы. Существенно пополнилась научно-техническая база факультета. Сейчас на факультете функционируют своя телевизионная студия, мини-типография, 3 компьютерных класса, 3-4 кабинета с современной техникой. Мы стали регулярно выезжать по районам республики на фольклорные и диалектологические практики. Совсем недавно об этих вещах мы могли только мечтать. А сегодня нас не удовлетворяет и это. Мы намечаем новые планы и проекты.

- А как используется имеющийся у филологов богатый человеческий и научный потенциал? Востребованы ли ваши опытные педагоги и ученые?
- конечно, трудно сохранить в неизменном виде все в условиях оптимизации и реорганизации коллектива. Но мы помним, что самое большое достояние факультета – это наши учителя, наставники и ученые. Мы гордимся, что рядом с нами трудятся такие выдающиеся филологи, как Н.А. Горбанев, К.Г. Ханмурзаев, К.Ю. Абдулатипов, М.-С. М. Мусаев, З.К. Тарланов, Г.Н. Сивриди, Р.Р. Алиева, У.С. Ахмедова и многие другие. Радует, что вместе с ними работает много талантливой молодежи. Самые лучшие выпускники остаются на факультете, продолжают учебу и приходят на смену опытные учителям

Шахри Разаханова