— Как зародилась идея создания спектакля?
— Мы с благотворительным фондом «Надежда» в течение 6 месяцев обсуждали темы, которые казались нам наиболее важными в школе и среди подростков. И, как вы понимаете, тема буллинга — одна из наиболее острых проблем не только нашего региона, но и всей страны. Социальные сети пестрят сотнями видеоматериалов, на которые просто невозможно смотреть равнодушно. Спектакль «Буллинг» — это очередная попытка найти инструмент для контакта и воздействия на нашу молодёжь. Изначально мы хотели назвать спектакль «Тени на школьной стене», но, назвав его «Буллинг», мы обозначили проблему, которую собирались раскрыть. Цель: призвать детей к духовности через религию, ведь не секрет, что религия стирает рамки между национальностями, вероисповеданиями, и все мы равны.
— О чём Ваш спектакль?
— Если вкратце о сюжете, то Марьям — главная героиня постановки — переезжает и приходит в новую школу. В школе уже есть сложившийся костяк, где у ребят свои отношения друг с другом. Марьям оказывается в той среде, где к ней тоже относятся иначе, чем к другим, но через своё трудолюбие, через уверенность в том, что все люди изначально равны и все добрые, нет злых людей, есть только непонимание в той или иной ситуации, она решает этот вопрос.
— Как сделать спектакль интересным и понятным для детей разных возрастов?
— Сложный вопрос и весьма интересный. Предполагаю, важно глубоко понимать и разбираться в том материале и проблеме, о которой мы хотим и готовы говорить со зрителем. Быть честным, как актёр, как режиссёр или как педагог, недостаточно. Нужно быть искренним и неравнодушным человеком, и тогда вы, как автор, получаете право говорить со зрителем на поднимаемую тему. Не надо делать из этого нравоучения, будьте зрителю другом, ведите диалоги и давайте возможность увидеть решение проблемы и очень бережно направить.
— Какая из сцен является ключевой? Почему?
— Это сцена с ребятами, где они делятся на два «лагеря», и в школьном обществе возникает раскол. Искренность и дружелюбие главной героини не оставляет никого равнодушным. Привычный устой и взаимоотношения начинают меняться. Общество, в котором вертикаль власти держится на страхе и угнетении, обречено на провал. Только фундаментальные основы, такие как уважение и доброжелательность, претерпевают как временные, так и ситуативные кризисы.
— Кто принимал участие в создании и реализации спектакля?
— Автором сценария для постановки выступил Ибрагим Махтибеков. Также в ней приняли участие 10 человек, двое из которых — профессиональные актеры. Кстати, выходцы Дагестанского государственного университета. 8 актеров-школьников были студенты 1 и 2 курсов факультета культуры. Я обсуждал с детьми различные ситуации, которые они наблюдали, будучи школьниками. Всё пытались сделать максимально реалистично, чтобы получить эмоциональный отклик от зрителей и показать, что на самом деле хорошо, а что плохо. Пытались донести, что буллингу можно противостоять, и бездействие в данных ситуациях тоже является поддержкой самого буллинга. Каждый уважающий себя человек, если он видит какую-то несправедливость, должен на неё отреагировать или как минимум порицать.
— Вы думаете, что есть способ бороться с поднимаемой проблемой?
— Я считаю, что важно определить и дать осознать аудитории, что выбор есть у каждого. Бездействие — это уже преступление.
— Когда ещё планируется показ спектакля и где?
— Учитывая то, что спектакль был тепло принят зрителем разных возрастов, то в ближайшее время мы с командой актёров и студентов обязательно организуем показы. Если кто-то из директоров школ или руководства вузов республики готов к сотрудничеству, мы с радостью рассмотрим предложения.
Буллинг в школе — это не просто детское противостояние, это серьезная социальная проблема, требующая немедленного вмешательства и решительных действий. Объединив усилия, мы можем создать безопасную и поддерживающую среду для всех детей, где буллинг не имеет места, а уважение и толерантность становятся основополагающими ценностями.
Амина Магомедова