Дагестанский государственный университет

Детское одиночество. Исследование школьницы и мнение психолога

E-mail Печать PDF

photo_2020-05-23_19-35-44Мы привыкли считать, что одинокими могут быть только взрослые люди. Зачастую при слове «одинокий человек» в голове всплывает образ пенсионера в кресле-качалке, одного в большом и тихом доме. Но одиночество может развиться еще в детстве. Этой проблеме свой доклад посвятила Саида Турланова – ученица 10 «Б» класса Каспийской школы № 6 и участница ежегодной научно-практической конференции школьников «Творчество юных» в Дагестанском государственном университете.

Работа была представлена в секции «Иностранные языки». Прекрасное английское произношение Саиды, ее уверенную английскую речь оценили преподаватели факультета иностранных языков ДГУ. «Саида Турланова продемонстрировала важные исследовательские навыки: умение выбрать актуальную тему, собрать и проанализировать теоретический и практический материал, сделать выводы, грамотно выстроить доклад, оформить презентацию. Всё это пригодится при выполнении исследовательских работ по лингвистике в том случае, если она поступит на факультет иностранных языков», – отметила декан ФИЯ Татьяна Ашурбекова.

Школьница в своей работе пишет: «Одиночество ребенка в мире взрослых – это растущая социальная проблема, которую не воспринимают всерьез. Нам надо больше внимания уделять детям, если мы хотим, чтобы наше общество стало более цивилизованным и гуманным».

saida_turlanova

Саида Турланова

Проблема детского одиночества неоднородна, считает старший преподаватель кафедры психологии развития и профессиональной деятельности ДГУ, к.п.н., практикующий психолог Патимат Нурмагомедова.

patimat_nurmagomedova

Патимат Нурмагомедова

«Играют роль личностные качества детей. Ребенок может меньше нуждаться в компании сверстников, и ему нравится одиночество. Из этого не стоит делать тревогу, но надо вводить его в социум, чтобы он мог уметь решать насущные проблемы, договариваться с людьми. Другая ситуация, когда ребенка игнорируют или в семье царит авторитарное воспитание: от сына или дочери много требуют, возлагают на них большие надежды. Родители в этом случае не берут во внимание истинные потребности ребенка, и он отдаляется», – говорит специалист.

Саида провела целое исследование: она опросила учеников 5-6-х и 10-11-х классов и выяснила, что младшие дети чувствуют себя одиноко чаще, чем старшие: «Из детей в возрасте от 10 до 12 лет 14,3% сообщили, что они часто чувствуют себя одинокими, в то время как 9% детей в возрасте от 15 до 16 лет сообщили то же самое».

54% школьников считают, что главная причина отдаленности детей – плохие отношения в семье; по мнению 39%, одиночество наступает из-за отсутствия социальных навыков; и только 7% полагают, что это связано с индивидуальными качествами. На вопрос «Кто или что может помочь справиться с опустошенностью внутри?» 93% маленьких респондентов ответили, что родители, особенно мама, и общение с друзьями может помочь преодолеть одиночество. Среди ответов были также хобби, занятия спортом и психолог.

«Я уверена, что главная роль в адаптации ребенка в современном мире принадлежит семье, потому что дети развивают свои социальные способности через изучение правил социализации в семье», – пишет Турланова.

Девочка предлагает родителям уделять достаточно времени своему ребенку, например, вместе есть. С проблемой детского одиночества к дагестанским психологам обращаются не так часто. Патимат Нурмагомедова связывает это с тем, что в наших семьях очень сильны междуховные связи: у нас близкое общение с дядями, тетями, двоюродными сестрами и братьями. Таким образом проблема одиночества среди детей уравновешивается, часто среди родственников находится человек, которому ребенок может полностью довериться.

Галима Гаджалова

Расширенную версию материала читайте в майском выпуске газеты "Дагестанский университет".

Последнее обновление 27.05.20 15:08  
AddThis Social Bookmark Button