Дагестанский государственный университет

«Учеба в ДГУ - самый светлый период моей жизни»: выпускник двух факультетов нашего вуза о возможностях, которые дал ему университет

E-mail Печать PDF

exif_temp_imageТрудолюбивый, целеустремленный, отзывчивый… Именно так характеризуют своего студента преподаватели филологического факультета и Юридического института ДГУ Мурада Абдуллаева. Став дипломированным специалистом по двум направлениям, молодой человек не остановился на достигнутом, и защитив кандидатскую диссертацию в МГУ им. М.В. Ломоносова уехал покорять новые горизонты в США. Мы решили узнать, к чему стремится наш выпускник и чем помогло ему образование, полученное в Дагестанском государственном университете.

- Ты получил в Даггосуниверситете два диплома о высшем образовании – юриста и журналиста, а также стал кандидатом филологических наук. Что больше всего тебе запомнилось за годы учебы в вузе?

- Учеба в ДГУ – это, пожалуй, самый светлый, насыщенный незабываемыми воспоминаниями и теплотой период в моей жизни. Мой первый факультет – филологический – стал для меня настоящим вторым домом, куда я не просто приходил учиться – я рвался на этот факультет, здесь меня окружали настоящие единомышленники, и не важно, в чьем лице: однокурсников, преподавателей или коллег по общественной деятельности. Та база знаний, тот фундамент классического филологического образования, который я получил здесь, - это мой основной стержень: как специалиста, исследователя, журналиста. В атмосфере взаимоуважения, культуры, интеллекта хочется и учиться, и познавать мир, и применять навыки на практике, и заниматься наукой, и засиживаться на факультете до позднего вечера, готовясь к смотрам художественной самодеятельности или к очередной конференции. «Жизнь должна быть насыщенной и интересной. Жизнь должна быть наполнена жизнью» – это тот девиз, который был заложен в меня филологическим факультетом, возвращаясь на который я – благодарный ученик своих наставников – будто окунаюсь в негу воспоминаний и беззаботного юношества, именно здесь я чувствую себя как дома, и нигде более таких ощущений я не испытываю.

Для меня лично, ДГУ – это не просто самая светлая сакля Дагестана. ДГУ – это нечто сакральное, то, что не забывается, остается в памяти как первое слово, произнесенное тобой, голос и теплота рук матери, как чувство, которое ты испытываешь, оказываясь там, где ты нужен, где тебя любят и ждут. И точно такие же впечатления произвели на меня шесть лет учебы на юридическом факультете, из которого, могу это сказать точно, я вышел по-настоящему зрелым, взрослым человеком, понимающим, чего я хочу в жизни и какой эту жизнь вижу в обозримом будущем.

Филологический наполняет человека свободой, юридический – напоминает об ответственности за злоупотребление ею. Думаю, что это стало неким правилом жизни, которое очень дисциплинирует: и как журналиста, и как юриста, и как человека вообще.

- Как ты принял решение перебраться за рубеж?

- По правде говоря, я никогда всерьез не задумывался о переезде в другую страну. Всегда любил и продолжаю любить Россию при всех сложностях жизни здесь. Волею судеб, будучи уже аспирантом и параллельно учась на юрфаке, я попал в Соединенные Штаты Америки, которые впечатлили меня и уровнем жизни, и спектром возможностей, и духом свободы, первостепенности прав и свобод человека. Конечно, кто-то может понять это превратно или как некое антироссийское настроение (глупости, конечно, полные), но по мне, так лучше честность, чем псевдопатриотизм. Это, наверное, то адекватное свободомыслие, которое я впитывал на парах по истории зарубежной литературы, на лекциях по основам конституционного права, на аспирантских семинарах по истории и философии науки. И я не вижу в этом ничего плохого или неправильного. Вы знаете, у Айн Рэнд в романе «Атлант расправил плечи» есть такая фраза: «Нам дана возможность выбора, но не дано возможности избежать выбора». Я бы добавил: и у каждого он свой, и каждый этот выбор должен сделать сам за себя.

- С какими языковыми сложностями ты столкнулся, уехав из России?

- При всем моем уважении к нашим преподавателям по языкам хорошей базы речевого инструментария и навыков, как это говорят, «не бояться говорить», нам не дают. Лингвистическая школа, направленная на обретение практических навыков, еще, видимо, не сформировалась, да и студенты, по своему опыту знаю, не заинтересованы. Увы, я и сам не вкладывал достаточно усилий и не уделял должного внимания изучению английского. Когда переехал в США, всё вовремя не довыученное, все правила, когда-то проигнорированные, все поучения преподавателей о необходимости самостоятельно развивать свои навыки аудирования на английском, пропущенные мимо - всё это всплыло и вернуло меня в реальность. Так что учить языки не просто нужно – это крайне необходимо, и необязательно иметь при этом планы переехать в англоговорящую страну. Английский – это язык международного общения, и я очень рад, что это понимание доходит и до Дагестана.

Второй момент – это высокая распространенность в США испанского языка, особенно в таких крупных штатах, как Флорида (где я нынче живу) и Калифорния (где мечтаю продолжить учебу). Конечно, знание данного языка – это необязательное, непринципиальное требование, но это в то же время большое преимущество, тем более при хорошем английском учить испанский гораздо легче. Вот и пытаюсь привыкнуть!

Третья сложность, которая повергла меня в откровенный шок, - это то, что в 85% случаях, чтобы начать профессиональную деятельность в США или чтобы получить какую-то степень (магистра, PhD и др.), нужно переучиваться, по сути, учиться заново. Конечно, не всё так печально, есть различные программы, курсы, стипендии, но вот, к примеру, россиянам, окончившим мединститут и имеющим диплом врача, практически со 100%-ной вероятностью придется учиться с самого начала. Система обучения и специфика образования кардинально отличаются.

- Чем похожи и отличаются российская и американская система образования?

- Наверное, тут важнее сказать именно об отличиях, так как они принципиальные. Начиная с того, что американцы учатся гораздо дольше, чем у нас, и заканчивая тем, что в США нет такого понятия, как вуз. Высшее образование – оно как бы продолжение школьного образования, где не университет, а колледж – базовое и самое популярное место учебы. Большую популярность имеют частные учебные заведения, которые порой дадут фору любому государственному. Система обучения, как в общем-то и весь уклад жизни американцев, очень демократичная и гибкая. Это, на мой взгляд, является причиной того, что американские дети, идущие в вуз, - это дети мотивированные и понимающие, куда и зачем они идут. Мотивация обусловлена еще и тем, что доступность бесплатного высшего образования невысока; если студент не мотивирован, если он разочаровался и не видит себя более в этой профессии, он не станет идти до конца и мучиться, тратя деньги на ненавистный колледж. Конечно, проблема выбора профессии актуальна и там, но и решение в большинстве случаев принимает сам молодой человек, а не родители, которые поставили цель дать своему ребенку высшее образование.

В расписании занятий нет кучи ненужных и никому неизвестных предметов, т.е. там не учат обо всем по чуть-чуть. Во всем конкретика, точность и прикладной аспект.

- Планируешь ли ты получить образование уже в зарубежном вузе?

- Так как у меня уже есть российская ученая степень, то в идеале, конечно, хотелось бы перевести кандидатский диплом на английский, защитить реферат по моей диссертации и таким образом, скажем так, доказать свою кандидатскую степень. Сейчас пока учусь в колледже, а в дальнейшем, если получится найти ментора – научного руководителя с профессорским званием, – то можно и за что-то более серьезное браться.

- Когда за плечами уже большой опыт проживания и работы за границей, как ты считаешь, чем помогло тебе образование, полученное в дагестанском вузе?

- Безусловно. Об этом я, видимо, забегая вперед, рассказал в начале нашей беседы. ДГУ дал мне базовое классическое образование по таким же классическим специальностям: филологической и юридической. Это знания, в которых я никогда не сомневался; это кругозор, которому не раз удивлялись мои американские однокурсники и преподаватели; это научное мышление, которое сформировалось именно в ДГУ и благодаря которому путь в науку англоязычную не кажется столь сложным и тернистым.

Меня всегда раздражали эти стереотипы, что дагестанские вузы не дают хороших знаний, что дагестанские дипломы нигде не котируются, что в Дагестане нет классического в академическом смысле образования. Всё это домыслы и страшилки. Просто нужно учиться, элементарно ходить на пары, впитывать каждую лекцию и читать. Читать, читать и еще раз читать. Иначе ничего не получится, и на диплом в таком случае «неча пенять, коли рожа крива». Экспрессивно, зато справедливо. Это к тому, что не диплом делает человек образованным и квалифицированным специалистом, а он сам, его упорство, трудолюбие, усидчивость и ответственное отношение ко всему.

- Что ты посоветуешь студентам, которые планируют уехать после окончания вуза?

- Не бояться, прежде всего. Ни языковых барьеров, ни расстояний, ни сложностей быта или ментальности. Нужно просто решиться, взять и сделать это. Расстояния? Они у нас в голове, в наших страхах и нежелании преодолевать себя. 9000 километров от дома – это на самом деле не так уж и далеко. Мир тесен, земля чрезвычайно мала, так же, как и мало у нас времени, хотя оно и кажется бесконечным.

Конечно, я тут не призываю бросать всё и сломя голову уезжать в Европу, в Штаты или еще куда-то. Но если есть цель, если имеются средства, ее оправдывающие, а главное, если чувствуешь уверенность в себе и своих силах, ждать чего-то или бояться неудач, кривотолков не нужно. Сомнения и страх – это первый шаг к провалу, а это не в духе студентов ДГУ.

Беседовала Елена Гончарова

IMG_7418

Последнее обновление 04.12.19 23:48  
AddThis Social Bookmark Button