Дагестанский государственный университет

Студенты ДГУ на выставке "Волшебный шамаил"

E-mail Печать PDF

20190219_17271719 февраля студенты 1 курса экономического факультета и студенты факультета психологии и философии ДГУ в сопровождении профессора, доктора философских наук Райганат Абакаровой посетили выставку «Волшебный шамаил» в Театре поэзии.

Как выразилась культуролог Разият Абакарова, этот поход был совершен в рамках культурной программы эстетического воспитания студентов ДГУ. Ценные экспонаты из фондов Государственного музея истории религии Санкт-Петербурга, несомненно, обогатят внутренний мир молодых людей, расширят их кругозор и мировоззрение, что немаловажно для формирования личности. Значительная коллекция литографированных шамаилей, изданных в России в период с 1890-х по 1916 год, находится в Государственном музее истории религии.

Первоначально термин «шамаил» обозначал священные картины, выполненные масляными красками на обратной стороне стекла, подсвеченного фольгой. Со временем на смену стеклу пришла бумага – рукописные варианты шамаилей являются прекрасным образцом сочетания каллиграфических стилей. На рубеже ХIХ–ХХ вв. с развитием национальных типографий термин «шамаил» стал употребляться и по отношению к печатным литографиям, пользовавшимся огромной популярностью. В экспозиции выставки в галерее Театра поэзии представлено 30 шамаилей из фондов Государственного музея истории религии.

Выставку открыла директор Театра поэзии Елена Гарунова. Она рассказала, что проект выставки готовился более года и выставка организована при поддержке Музея мировых религий Санкт-Петербурга.

Райганат Абакарова более подробно рассказала о шамаиле. Из рассказа педагога они узнали о том, что шамаил представляет собой синтез живописи и слова. Это вид арабской каллиграфии, одна из техник искусства мусульманских народов. Он возник в 19 веке и в Россию проник из Турции и Ирана в 20 веке. Наибольшее распространение он получил в Татарстане. Техника шамаила заключается в покрытии стекла фольгой из золота в зеркальном отображении так, чтобы тексты (суры Корана, в основном писали суру Аль-Курси), написанные арабской вязью, светились. Пространство между буквами заполняется золотым фоном, а сами буквы не прописываются, а выглядят как пространство. Так зеркальное заполнение золотом пространства между буквами создавало мистическое восприятие. Традиционный фон шамаила - черный или золотой. Шамаили вешают над дверью как обереги. Также Райганат Абакарова добавила, что, если хорошо поискать, у каждого дагестанца дома наверняка найдется шамаил.

Об искусстве каллиграфии, о бытовании шамаилей ребятам рассказали филолог-арабист Исмаил Ханмурзаев и педагог-историк Руслан Абдулкадыров.

Также на открытии выступили заместитель директора Национального музея РД, куратор выставочной работы дербентского Музея истории мировых культур и религий Джамиля Дагирова, директор Дагестанского музея изобразительных искусств Салихат Гамзатова, председатель дагестанского отделения Союза художников России Курбанали Магомедов, художники Наталья Савельева и Саид Тихилов.

20190219_180629

20190219_180033

Последнее обновление 20.02.19 20:05  
AddThis Social Bookmark Button