Дагестанский государственный университет

К 100-летию со дня окончания Первой мировой войны

E-mail Печать PDF

46521532_2216172325371344_2453213112485019648_nСто лет прошло с окончания Первой мировой войны, а все пережитые человечеством ужасы до сих пор тревожат людскую память. Из учебников истории мы узнаем о количестве убитых, но из литературы мы вычитываем о потерянном поколении – о людях, которые выжили на войне, но не смогли вернуться к мирной жизни, ибо война оставила в них слишком глубокий след. Тем не менее потерянное поколение внесло свой огромный вклад в мировую литературу, и узнать, что это за вклад, предстояло студентам филологического факультета на собрании Клуба любителей зарубежной литературы 23 ноября.

В ходе мероприятия Фируза Абилова рассказала гостям о самой войне: причинах ее возникновения, ходе развития, государствах, принимавших в ней участие, после чего студенты филологического факультета зачитали вслух отрывки из произведений наиболее ярких представителей потерянного поколения. Это Эрих Мария Ремарк, Эрнест Хемингуэй, Ричард Олдингтон.

Многим тогда, в начале ХХ века, казалось, что войны в Европе канули в Лету. Развитие науки и техники, утонченная культура конца XIX века, по мнению многих современников, не предполагали «кровавую бойню», стоившую миллионы жизней и похоронившую четыре великих империи. Но Первая мировая война затронула все социальные слои населения, все сферы жизни. Не осталось ничего, что бы не было вовлечено в эту войну.

Первая мировая война обозначила конец целой эпохи, буржуазно-гуманистической и либеральной, которая родилась в эпоху Возрождения, пережила период расцвета и пришла к своему концу в начале ХХ века. Война стала грандиозным переломным моментом всемирной истории. «Никто не слыхал, как вдруг хлопнула дверь, закрывшаяся за нами навсегда. Никто не придал этому значения. …Нет, право же, никто в этот день не понял, что наступила кончина чего-то… кончина старой европейской цивилизации», – писал в своем романе «Жертвоприношение Авраама» писатель Раймон Лефевр, прошедший жестокое испытание войной. Томас Манн в предисловии к «Волшебной горе» писал, что действие романа «происходит на некоем рубеже и перед поворотом, глубоко расщепившим нашу жизнь и сознание». Д.Г. Лоуренс в романе «Влюбленные женщины» говорит: «Старые идеалы мертвы». И эти слова имеют буквальный смысл.

Причины войны были разные: политические, экономические. Идеи реваншизма объединили Францию, проигравшую во франко-прусской войне. Британия, считавшаяся «мастерской мира», была озабочена растущей экономической мощью Германии. Идеи панславизма набирали обороты в России. Но не менее важным, чем политический, экономический уровень войны, является и антропологический уровень. Война затрагивает человека с разных сторон, и он начинает существовать в этой войне. Но представлял ли он, что это будет за война? Конечно же, нет. Люди, прошедшие Первую мировую войну, после ее окончания стали совершенно иными. От прекрасной Европы не останется и следа. Изменится всё: социальные отношения, внутренняя политика, социальная политика. Ни одна страна не будет уже такой, какой она была в 1913 году. Другим станет и человек. Если мир, изменившийся экономически и политически, исследовали политики, экономисты и историки, то изменившегося человека показала литература.

Ощущение неустойчивости, душевное смятение, внутренняя опустошенность, разорванность сознания, разочарованность стали характерными чертами людей военного поколения, которое получило название «потерянного поколения». Мировое побоище произвело огромный эмоционально-психологический эффект: рухнула целая система идей традиционного гуманизма, просветительского разума – та система, которая позволяла сохранять веру в цельность мироустройства, в некий высший порядок человеческих взаимоотношений. Исчезло понятие личности, которое было одним из опор, на которых стояло здание классического гуманизма.

Судьбу «потерянного поколения», его психологию запечатлели писатели, многие из которых прошли через войну. Среди шедевров мировой литературы – романы Э. Хемингуэя, Э.-М. Ремарка, Р. Олдингтона, образовавшие своеобразный триптих, посвященный Первой мировой войне. В них предстает герой, прошедший испытание войной и не способный к прежней жизни в силу произошедшей переоценки ценностей, нового взгляда на мир, на обывательскую мораль. Главным мотивом становится разочарование в современной цивилизации и утрата идеалов в связи с трагическим опытом мировой войны.

Первая мировая война – это война, где уже не так много места для доблести и мужества. Из-за того, что война уже в 1915 году приняла позиционный характер, не происходило прямых столкновений, когда можно было бы увидеть лицо противника, посмотреть ему в глаза. Здесь не видно врага. Смерть начинает восприниматься совершенно по-другому, потому что появляется из ниоткуда. В этом смысле газовая атака становится символом этой десакрализованной и демистифицированной смерти.

В горнилах Первой мировой войны погибли четыре величайшие империи: Российская, Османская, Австро-Венгерская и Германская. На их месте возникнут новые государства. Всем казалось, что Первая мировая война разрешит проблемы, а она создала новые и углубила старые. После Первой мировой войны во многих странах Европы возникает идея собственного величия и значимости, что привело к созданию мифов о национальной исключительности и их политическому оформлению в межвоенное время.

11 ноября 1918 г. в 11 часов утра во Франции было заключено Компьенское перемирие. 28 июня 1919 г. во Франции был подписан Версальский мирный договор, официально завершивший Первую мировую войну.

На встрече в клубе прозвучали фрагменты из романов «На западном фронте без перемен» Э.-М. Ремарка, «Смерть героя» Р. Олдингтона и «Прощай, оружие!» Э. Хемингуэя в исполнении студентов 2 курса русского отделения филологического факультета.

46747081_2216172262038017_4344686181015879680_n

Последнее обновление 27.11.18 20:42  
AddThis Social Bookmark Button