Дагестанский государственный университет

IX стратегическая сессия продолжила работу в пяти группах

E-mail Печать PDF

18.08_5Задачей серии стратегических сессий, проходящих с начала лета в столице Дагестана, является выбор ключевых целей и путей продвижения к ним, которые войдут в Стратегию развития республики до 2035 года. На основе результатов форсайт-сессий или мозговых штурмов, в которых участвуют ученые вузов и научных учреждений, чиновники и общественные деятели, предстоит разработать собственно саму стратегию.

По окончании первого общего заседания Стратегической сессии, на котором выступил врио главы Республики Дагестан Владимир Васильев, его участники разделились на пять групп. Каждой группе была поставлена задача в течение получаса выбрать наиболее важные задачи развития торговли и сферы услуг Республики Дагестан. Особое внимание было предложено уделить возможности появления в регионе крупных российских и зарубежных ритейлеров, а также вопросам обеспечения безопасности на рынке торговли и услуг.

В группах направления разделялись по-разному, например, одна из групп увидела в качестве направлений рынка туристические, образовательные, клининговые и консалтинговые услуги, розничные рынки, сетевую и электронную торговлю, развитие народных художественных промыслов, сети оптово-розничных центров и сельскохозяйственных кооперативов, транспортного сервиса (курьерских служб), а также услуги пассажироперевозок и благоустройства.

Из более чем 25 предложенных группами направлений было отобрано пять:

1) стандартизация и сертификация, брендинг;

2) внедрение и использование сетевых технологий через внедрение крупных сетей извне и развитие собственных сетей;

3) создание и развитие оптово-розничных центров, логистических центров и складов;

4) модернизация действующих торговых объектов – рынков и торговых центров;

5) внедрение цифровых технологий в торговле и сфере услуг.

Вновь разделившись на 5 групп, участники сессии приступили к SWOT-анализу указанных направлений.

18.08_3

Стандартизация и брендинг

Сильные стороны в существующем положении вещей: уверенность в качестве дагестанских брендов; наличие экологически чистой продукции; большой потенциал для брендирования.

Слабые стороны: низкая финансовая и правовая грамотность населения; отсутствие единого бренда; слабое выставочно-ярмарочное продвижение; низкое использование патентного и авторского права.

Возможности: продвижение товаров и услуг на российский и международный рынок; нормативно-правовое регулирование.

Угрозы и риски: необходимость добровольной сертификации производителей; поддержание качества брендов.

Для того чтобы нивелировать слабые стороны и снять угрозы и риски, участники группы предложили следующие шаги: создать в вузах творческие коллективы для разработки цикла лекций по финансовой и правовой грамотности; разработка и реализация концепции имиджевой составляющей; создание постоянно действующего экспоцентра и организации по взаимодействию с ключевыми поставщиками и потребителями; усиление информационной работы по авторскому и патентному праву; устранение добровольной сертификации и усиление гражданского контроля с привлечением некоммерческих организаций; работа по повышению качества брендов.

Сетевые технологии

Сильные стороны существующих в регионе сетей: наличие трудовых ресурсов, имеющих образование; выгодное географическое положение республики; низкие цены в сетевых магазинах.

Слабые стороны: неурегулированность земельных отношений для создания новых крупных сетевых структур; нестабильность налоговой и прочей политики; отсутствие централизованной системы логистики; невозможность обеспечить годовой объем поставки продукции.

Возможности для развития сетей: включение специализаций в учебные планы; участие местных производителей в крупных сетях; увеличение налоговых поступлений.

Угрозы, которые может вызвать присутствие в Дагестане крупных сетей: ослабление местного малого бизнеса; сокращение рабочих мест; снижение доли местных сельхозпроизводителей на рынке.

Предложения по нивелированию угроз: обеспечение доступной финансовой господдержки местным производителям; создание кооперативов; создание механизмов доставки продукции дагестанских производителей.

Оптово-розничные центры

Сильные стороны ОРЦ: условия для производства сельскохозяйственной продукции; трудовые ресурсы; транспортная доступность; государственная поддержка сельхозпроизводителей; налоговые льготы для сельскохозяйственных личных подсобных хозяйств; наличие площадей для создания ОРЦ.

Слабые стороны: отсутствие инвесторов; недостаточный объем производимой продукции; неготовность населения работать с ОРЦ; отсутствие инфраструктурных площадей для ОРЦ; отсутствие связей с федеральными сетями; отсутствие квалифицированного менеджмента.

Возможности: пополнение бюджета; увеличение объемов производства; рост доходов населения; снижение оттока населения из села; увеличение занятости сельского населения; выход бизнеса из тени; развитие инфраструктуры прилегающей к ОРЦ территории.

Угрозы: ненаполняемость ОРЦ; отсутствие рынка сбыта; монополизация рынка.

Предложения: проведение разъяснительной работы с населением; создание СПОК в селах; подготовка квалифицированных управленческих кадров; автоматизация работы ОРЦ и интеграция их в федеральные сети.

18.08_2

Модернизация рынков

Сильные стороны рынков и торговых центров: большой торговый оборот; предпринимательская активность населения; благоприятное геостратегическое расположение и климат; этнокультурная уникальность; растущий спрос из-за роста населения.

Слабые стороны: низкий уровень сервиса; недостаточный уровень логистики; пассивность НКО; отсутствие квалифицированных кадров; низкий уровень внедренности технологий (маркетинг, информ. техн.); правовой нигилизм и низкий уровень правовой культуры; отсутствие доверия населения.

Возможности: быстрая окупаемость; рост доходов и налоговых отчислений; повышение самозанятости населения; международжная кооперация и экспорт (учет географического фактора); расширение ассортимента участвующих предпринимателей; расширение межрегионального взаимодействия.

Риски и угрозы: неконкурентность; повышение себестоимости; уход или неприход инвесторов; уход бизнеса в тень; низкий уровень социальной ответственности бизнеса; рост социальной напряженности; репутационные потери; падение внутреннего спроса.

Предложения: создание системы подготовки кадров на всех уровнях (в том числе коучинг, краткосрочные практические курсы); создание логистических центров (складов); создание финансовых институтов; простые и понятные правила и регламенты; инициирование и поддержка профильных НКО; создание единого механизма информирования населения.

It-технологии

Сильные стороны информационных технологий: большой потенциал их внедрения; наличие отложенного спроса; наличие бессистемного развития it-технологий; высокая активность пользователей разных возрастных категорий; поддержка it-технологий со стороны государства; доступность современных технологий; наличие интеллектуального потенциала; возможность развития специалистов в it-сфере.

Слабые стороны: низкое качество электроснабжения региона; требуются инвестиции и финансовые ресурсы (затратность); дефицит кадров; недостаточное покрытие высокоскоростным Интернетом; отсутствие эффективной практики it-технологий.

Возможности: повышение эффективности, мобильности, качества, скорости торговли и услуг; снижение влияния человеческого фактора; повышение производительности труда; систематизация и оптимизация бизнес-процессов; повышение прозрачности и законности в торговле и сфере услуг; удовлетворенность потребителей; увеличение налоговых поступлений и взносов во внебюджетные фонды; увеличение скорости развития бизнеса; расширение каналов сбыта; обеспечение конкурентоспособности (увеличение числа участников, возможность участия в тендерах, рост образования, занятости населения); повышение занятости за счет снижения теневой экономики; снижение оттока из республики it-специалистов.

Риски: безопасность и защита персональных данных, коммерческая тайна; низкая мотивация участников рынка к выходу из тени; частые изменения нормативной, правовой и налоговой базы; отсутствие эффективных инструментов лизинга и капиталоемкое внедрение.

Мероприятия по нивелированию угроз и рисков: достижение определенной лояльности со стороны государства к предпринимателю (создание благоприятной налоговой и инвестиционной среды); введение единых правил для всех участников рынка.

Отметим активное участие преподавателей Дагестанского государственного университета в работе IX Стратегической сессии. Результаты работы сессии переданы в Министерство экономического развития Республики Дагестан для обработки и подготовки предложений в Стратегию развития Республики Дагестан до 2035 года.

18.08_6

Последнее обновление 23.08.18 20:44  
AddThis Social Bookmark Button