Искусственный интеллект: развитие нейросети в ДГ

21.01.21 10:13
Печать

21dce9bd-d0f5-4394-a5ad-0aee1b31ae93Искусственный интеллект — это не будущее, искусственный интеллект — это настоящее.

Не остаться в стороне от глобальных тенденций помогают исследования молодых ученых и студентов Даггосуниверситета – победителей и обладателей грантов крупных международных конкурсов «Умник», «Цифровой прорыв», «IT-планета».

«ДГУ начал курс образовательных программ в области искусственного интеллекта (ИИ). Результат нашей работыпроекты студентов, которые работают. Студент 3-го курса Мурад Милинов подготовил проект для конкурса “Умник”: “Разработка нейронных сетей для анализа рынка предоставления услуг конкурса ”. Ожидаем положительный отзыв на федеральном уровне от конкурсной комиссии», – рассказывает Заур Исмиханов, декан факультета информатики и информационных технологий ДГУ.

Программы ДГУ с использованием ИИ представлены на республиканском уровне – ученые вуза создали алгоритмы анализа и прогнозирования показателей цифровой экономики муниципалитетов.

«Два сотрудника факультета выиграли грант главы Республики Дагестан в области инноваций и технологий “Цифровой Дагестан”. В основе проекта – применение интеллектуальных моделей и алгоритмов потенциала региона на уровне муниципального образования,– отметил декан. В республике уже применены некоторые аспекты технологий ИИ, например, в программе “Умный город”».

Студент ФИиИта Магомед Абдуллав видит в развитии ИИ спасение человечества: «Идеальная машина, которая может обработать всю имеющуюся информацию за доли секунд и принять верное решение, не упустив ни одной детали».

Он напомнил, что в период COVID-19 ИИ использовали для подборки верных лекарств.

«Идеальный ИИ — это буквально разум человека в машине, он наделён невероятной вычислительной мощностью, имеет доступ ко всей существующей информации. Нас окружает низкоуровневый искусственный интеллект: его действие – перебор всех возможных комбинаций, пока не найдется рабочая», – говорит Абдуллаев.

Алгоритмы ИИ учатся на данных о предметах и явлениях, зачастую их невозможно получить, пока их не создаст человек – разметчик данных.

Разметка данных – так называют процесс обучения ИИ – самый трудоемкий процесс. Обучает ИИ студентка 2-го курса факультета востоковедения Даггосуниверситета Гюнай Асдиева. Девушка стала героем репортажа Первого канала о развитии ИИ в России.

«Мы, как разметчики данных, создавали базу для работы искусственного интеллекта. Выполняя какие-либо задания, например, разметить на картинке еду, обозначить название, или же охарактеризовать комментарий, адресованный какому-либо предприятию, положительный он, либо же отрицательный. На основе предоставленной нами информации будет работать в дальнейшем искусственный интеллект», – рассказывает Гюнай.

Большинство заданий по обучению связано с обработкой небольших объектов: посмотреть на картинку и указать, что на ней изображено. Или из двух вариантов перевода выбрать лучший.

«Нет определенного обязательного количества заданий, или же конкретного времени, когда их нужно выполнять. Все зависит от работника. Это удобно, можно выполнять работу в любых условиях, где есть интернет и компьютер», – говорит она.

Чтобы натренировать систему потребуется от несколько десятков тысяч примеров, и все они должны быть обработаны разметчиками вручную.

«Мы размечивали еду, например, на фотографии мог быть салат, помидор и что-либо еще. Мы должны размечать только то, что есть в предоставленном сайтом списке. Бывали моменты, когда ничего из перечисленного не было, а в инструкции говорилось отмечать в таких ситуациях апельсин. Интересно, сколько таких апельсинов мы отправили, – делится студентка. – Часто приходилось задумываться "Правильно ли я делаю?" Сомнения из разряда: "А сережки считаются за пирсинг?" или же "А это точно банан?"».

Необходимость в разметке данных стремительно растет как среди технологических компаний в России, так и за пределами (Samsung, AliExpress, «Рамблер», Сбербанк).

«Мы помогали в разработке алгоритмов ИИ для Сбербанка. Он будет работать по всей России», – рассказывает девушка.

С каждым годом внедрение «цифры» становится все более активным, а пандемия ускорила этот процесс. Специалисты Даггосуниверситета активно используют технологии в учебной деятельности, повышают компетенции не только сотрудников вуза, но и работников предприятий в рамках программы «Цифровое развитие».

Вуз создает цифровые платформы, продолжается работа по развитию Всероссийского инжинирингового центра.

«ДГУ проводит программу развития федеральной инновационной площадки, создания развитие регионального центра компетенций и онлайн-обучения, – сообщает Исмиханов. Проект развития интегрированной системы подготовки высококвалифицированных кадров в оборонно-промышленном комплексе России».

Также университет создает образовательные программы по цифровой экономике и высокотехнологичным секторам экономики. Работа представлена в нац. проекте «Образование. Новые возможности для каждого».

Проект ФИиИТа «Цифровой Дагестан» – направлен на интеллектуальный анализ развития муниципальных образований.

«В течение 2021 года кафедра информационных технологий и систем программирования будет проводить анализ работы предприятий, – заметил декан. – Проекты факультета повышают цифровые компетенции государственного и муниципального управления бизнеса, что будет способствовать росту квалификации руководителей бизнеса».


https://riadagestan.ru/news/society/dgu_nachal_kurs_obrazovatelnykh_programm_v_oblasti_iskusstvennogo_intellekta/

Амина Магомаева