Резюме

статьи Тикаева Г.Г. «Декоративно-прикладное искусство Дагестана. (Оружейное и ювелирное производство)», опубликованной в ежемесячном, культурном журнале

«ал-Файсал» (№ 393-394 за месяц Рабиу-ль-аввал и Рабиу-с-сани 1430 г.х.,

г. Эр-Рияд, КСА, март-апрель 2009г.)

Статья Тикаева Г.Г. «Декоративно-прикладное искусство Дагестана. (Оружейное и ювелирное производство)» написана на основе научных публикаций известных искусствоведов и историков Дагестана (А. Дж. Магомедова и М. Маммаева), а также бесед и воспоминаний известных кубачинских мастеров и педагогов (Г.-Б. Магомедова, Р. Алиханова, А. Гусейнова, М.А. Ахмедова). Автор искренне благодарит всех за предоставленные материалы и фотоснимки.

В статье Тикаева Г.Г дается краткий обзор Республики Дагестан, - одного из 84 субъектов Российской Федерации и знакомит Саудовских читателей и стран Персидского залива с некоторыми особенностями российской культуры, в частности, с историей и современным состоянием декоративно-прикладного искусства Республики Дагестан.

В современных условиях, когда на смену кустарной деятельности приходят фабричные и промышленные технологии, развитие художественных ремесел во многих странах Востока, а также в России, обнаруживают и другие закономерности в связи с уникальностью приемов художественного труда. Эти художественные ремесла продолжают оставаться как значительный и незаменимый элемент культурных традиций народов, образования новых рабочих мест и развития торговли.

В статье делается экскурс в средневековый Дагестан, когда началось формирование значительного большинства композиций орнамента таких известных художественных ремесел, как декоративной обработки глины, дерева, камня, металлов. В частности, отмечается, что характерной особенностью этого процесса являлось то, что он проходил в рамках восточной модели развития ремесла. Имевшие широкое распространение в городах Закавказья, Ирана, Средней Азии с X по XV вв. арабоязычная письменность, традиции орнаментальной культуры, культовое зодчество, резьба по камню, дереву, искусство арабской каллиграфии и т.д. также получили свое распространение в Дагестане. В области искусства велика была роль приглашенных мастеров. Но уже к XVI-XVII вв. влияние таких профессиональных ремесленных школ Востока на дагестанское художественное ремесло стало резко ослабевать. В XVIII в. наблюдается новый подъем художественных традиций ремесел Дагестана. Складывается многообразие декоративных техник резьбы по дереву (её центры, в основном, - в селах Ругудж и Куяда) и резьбы по камню (в селах Бакни, Чох, Хурик). Именно в этот период огнестрельное оружие дагестанских мастеров стало приобретать самобытные черты и стало отличаться от турецкого. Появляется разновидность холодного оружия – шашка. В этот же период завершается процесс складывания художественных особенностей керамики (в селениях Сулевкент, Балхар, Испик). Развиваются традиции бронзового литья, медночеканного дела (тонкостенные изделия лакских мастеров из с. Хури и аварских мастеров из с. Гоцатль), промысел массового производства котлов (в с. Кубачи), ковроделие (в селах Рукель, Микрах, Ахты), а также новых отраслей серебряного дела (изготовление поясов, других женских украшений - с. Кубачи). Получает бурное развитие шерстяное и паласное ткачество (пуховые сукна из с. Хаджалмахи, шерстяные ткани из сёл Кель и Кубачи), изготовление войлочных плащей народов Кавказа - бурок, различных видов холодного и огнестрельного оружия, оружейных замков и стволов к ним. Ремесленная продукция наряду с сельскохозяйственной становится важнейшим товаром на внешних рынках. Местные производители этой продукции вывозили её не только в страны Ближнего и Среднего Востока, но и в страны Европы и Америки.

Оружейное производство.

Развитию оружейного мастерства в Дагестане способствовали традиции выплавки железа и другого местного сырья. Ярким примером может служить история знаменитого селения Кубачи, прославившегося тогда такими оружейными ремеслами как защитные доспехи (кольчуги, панцири, налокотники и др., которые изготавливались до XIX в.) и изготовление кинжалов, сабель, шашек, ружей, пистолетов.

На рост числа оружейных промыслов Дагестана особое влияние оказала Кавказская война 1817-1864 г.г., где особенно интенсивно развивается производство огнестрельного оружия. В XIX веке в селении Кубачи началось широкое производство пистолетов с кремневыми замками. Кинжалы и шашки становятся обязательным аксессуаром повседневного и парадного костюма (черкески) у горцев, русских офицеров, многочисленного казачества. Под влиянием северокавказских традиций кинжал как украшение мужского костюма во второй половине XIX века распространяется и в городской культуре всего Закавказья. Как вид оружия и украшение мужского костюма широко распространяется и шашка. Она, в отличие от сабли, имела также принципиальное новшество для того времени - раздвоенное навершие на конце своей рукояти. Во время боя шашка втыкалась в землю, и это навершие служило воину прекрасным упором для прицельной стрельбы из ружья.

Оружейное дело в современных условиях все больше превращается в разновидность ювелирного мастерства и обретает широкую популярность.

История зарождения ювелирного дела в Дагестане

Ювелирное дело – одно из древнейших ремесел Дагестана, которое считается, что зародилось еще на рубеже первых веков н.э. Наличие обработки цветных металлов и ювелирного дела в древнейшем городе Дербенте (чей возраст сейчас составляет ок. 5000 лет) в рассматриваемый период документировано различными находками, которые представлены в большом ассортименте изделий из бронзы, меди, серебра, пользовавшихся спросом у населения древнего Дербента.

Среди работ же дагестанских ювелиров, выполненных в XIX-начале XX века можно выделить четыре основные группы изделий:

1.      Женские украшения, связанные с древнейшими слоями народной культуры.

2.      Ювелирные изделия, отражающие культурные контакты и влияния средневекового периода.

3.      Изделия галантерейного типа нетрадиционных форм, скопированных дагестанскими мастерами со случайных фабричных образцов.

4.      Изделия, выполненные мастерами из сел. Кубачи как подражание восточным «антикам».

Ювелир имеет дело с дефицитным и редким материалом и сложными техниками. Не случайно ювелирные техники считались «высокими» технологиями древности и средневековья, а искусство – одним из элитарных по назначению изделий и городских по месту бытования. Ювелиры находились на вершине пирамиды ремесленных специальностей средневекового города. Наибольшую популярность в дагестанском ювелирном деле XIX века приобрели такие декоративные техники, как насечка золотом и серебром по стали, гравировка, чернение, скань, зернь (филигрань), использование цветных вставок. Большой интерес представляет дагестанские приемы гравировки. Они отличаются оригинальным инструментом гравировки – резцом. Европейские, русские традиции гравировки основаны на большом наборе резцов штихелей. Дагестанские мастера же ограничивались всего двумя резцами, - один резец применялся для нанесения линий «зигзаг», другим выполнялись все остальные виды работ (контурная, обронная, гравировка под чернь). В эпоху средневековья ни на Западе, ни на Востоке, ни на Руси не были разработаны столь богатые и разнообразные приемы декорировки изделий с чернью. Эта техника, долгое время оставалась тайной кубачинских мастеров вплоть до сер. XX века. Сочетание синевато-черного орнамента на белом фоне серебряного изделия, а часто с позолоченными некоторыми фрагментами делало изделие невероятно изысканным.

Работа с техникой нанесения на изделия «горячей», «перегородчатой» эмали в сел. Кубачи появилась в XIX веке и связана, в основном, с опытом подражания восточным «антикам» и изделиям, попадавшим в Кубачи с Запада, из России. Наиболее известными центрами ювелирного дела в начале XX века в Дагестане были селения Кубачи и Кумух.

Современное состояние ювелирного дела в Дагестане. Искусство сел. Кубачи

Одним из населенных пунктов, в которых сохранились многовековые традиции ювелирного искусства Дагестана на современном этапе, является аул Кубачи. Еще в XIII-XV вв. искусство Кубачи достигало необычайно высокого уровня развития и совершенства. В то время в Кубачах были созданы выдающиеся произведения художественного бронзового литья, камнерезного искусства и резьбы по дереву, оружейного дела, которые вошли в сокровищницу мировой художественной культуры. Многие из этих произведений вывезенные в разное время из Кубачи, ныне хранятся в таких крупнейших музеях мира, как Государственный Эрмитаж России, Российский этнографический музей в Санкт-Петербурге, Оружейная палата Московского Кремля, Лувр в Париже, Музей Виктории и Альберта в Лондоне, Метрополитен-музей в Нью-Йорке и ряде других.

Древность истории современного аула Кубачи засвидетельствована не только сведениями средневековых источников, но и археологическими данными. До своего названия Кубачи, аул раньше назывался – Зирихгеран, что в переводе с персидского означало – «делатели кольчуг». Он являлся столицей одного из раннесредневекового государственного образования Дагестана – Зирихгеран, и был достаточно известен в истории. Об этом упоминают арабские историки - ал-Белазури (ок.820-892 гг.), ал-Масуди (ум. в 956 г), ал-Гарнати (1080-1169), ал-Казвини (1203-1283 гг.) и мн. др. В состав государства Зирихгеран тогда входили несколько селений, среди которых - Сулевкент, Амузги, Шири, Калакорейш, Ашты, Нахки…. С XIII века это единое государство начало распадаться. Позже стал называться Кубачи, что в переводе с турецкого также означает – «делатели кольчуг».

Искусство кубачинцев издревле развивалось в широких взаимосвязях с искусством многих стран и народов. Произведения искусства кубачинцев, сближаются с искусством народов Закавказья, Ирана, Турции и стран Аравийского полуострова…. Однако феномен кубачинского искусства, искусства малого этноса, состоит в том, что оно в ходе своего многовекового развития не только обогащалось за счет элементов декоративно-прикладного искусства других народов, но и выработанным своим новым стилем это искусство смогло оказать определенное влияние на развитие ювелирного дела и производства художественного отделанного оружия более крупных и многочисленных этносов Северного Кавказа, Закавказья, Ирана, Средней Азии и т.д., где кубачинские мастера в XIX-XX вв. работали отходниками.

Один из мастеров, сохранивших до сих пор высокие культурные традиции кубачинского искусства и живет сегодня в сел. Кубачи. Это народный художник России, лауреат Государственной премии России им. Репина, потомственный ювелир - Гаджи-Бахмуд Магомедов (род. в 1923 г.), кавалер множества орденов и медалей. Являясь гравировщиком высшей квалификации, он в совершенстве владеет техникой монтировки, слесарным делом, литьём, искусством филиграни, эмали, резьбой по кости, насечкой золотом и серебром по металлу. Более 100 его работ экспонировались в различных странах мира. Работы, созданные мастером, подкупают выразительными пропорциями, красивым узором, композицией, удачным переложением художественных решений эпохи средневековья в современное ювелирное искусство. Оригинальны и его композиции с изображением птиц, горных туров, архитектурных пейзажей. Необычайно скромный, открытый душой мастер и сегодня с большой благодарностью вспоминает своих учителей и друзей. Большая дружба связывала Гаджи-Бахмуда Магомедова с другим известным мастером сел. Кубачи – Расулом Алихановым. Расул Алиханов (1922-2000 гг.) - заслуженный деятель искусств Дагестана, лауреат Государственной премии России имени Репина, кавалер множества орденов и медалей. Внимательно изучая старинные памятники книжной культуры, каменные и деревянные памятники, оформленные арабской вязью, он умело вносил их в свои новые композиционные решения. Расул Алиханов намного обогатил кубачинский орнамент новыми введениями типа лепестков, бутонов, цветочных розеток. Однако Расул Алиханов своим талантом не только продолжил традиции мастерства своих предков, но и постарался передать их новым поколениям, подготовив и издав несколько пособий по искусству и красочно оформленную книгу «Искусство Кубачи».

Бережное отношение к вековым традициям и современность творческого решения, блестящее освоение древних и неустанный поиск новых приёмов обработки металла, оригинальность замыслов и мастерское воплощение их в материале выдвигают мастеров Гаджи-Бахмуда Магомедова и Расула Алиханова в ряды крупнейших художников-ювелиров России. Их неповторимые и уникальные произведения выполняют основную задачу – приносить радость и эстетическое наслаждение всем, кто с ними соприкасается.